Как найти работу в кризис

Удивительно, но факт: в любые, даже самые сложные времена, одни кандидаты ищут работу месяцами, а у других уже в первую неделю несколько интересных предложений. Ольга Литвинова, директор по персоналу ООО «ЕвразХолдинг» считает, что это не случайность, и объясняет, как стать востребованным кандидатом.
Как найти работу в кризис

Получила письмо от одноклассницы, с которой не общалась много лет — она ждет ребенка, а мужа сократили на работе. Позвонила родственница: несколько лет сидела дома с малышом, а сейчас пришло время искать работу ближе к дому. Бывшая коллега написала, что устала от своей работы — каждый день как «День cурка» . И вопрос у всех один: «Что делать? Как искать работу, ведь в экономике все так непросто!»

В первую очередь давайте определим, чем поиск работы в период экономических сложностей отличается от поиска на стабильном или растущем рынке. Принципиальных моментов два: срок поиска и готовность к компромиссам.

Поиск интересного варианта может затянуться. Работодатели озабочены повышением операционной эффективности, сокращают инвестиции в новые проекты, реже «перекупают» людей у конкурентов, становятся более требовательными. В этих условиях соискателю нередко приходится соглашаться на более простую должность, на не самую высокую зарплату или неудобное месторасположение офиса. Еще и другие «компромиссы»: расширенный функционал, больший объем работы, срочный трудовой договор. Почему в кавычках? Потому что на самом деле, их можно использовать и в своих интересах: продемонстрировать свою лояльность и адекватное понимание ситуации, получить новый опыт и перспективы для будущего карьерного роста.

Необходимость морально быть готовым к ненормированному рабочему дню, цейтнотам и мультизадачности, причем нередко за меньшие деньги, приводит многих к состоянию стресса. Если раньше на собеседовании кандидаты говорили о том, что хотят на будущем месте работы развить новые для себя компетенции, то сейчас развитие и профессиональная капитализация заключаются в умении использовать все ранее полученные знания и опыт для достижения результата. Происходит большое количество слияний и поглощений, многие компании оптимизируют численность, из-за чего предложения вакансий и спрос со стороны квалифицированных сотрудников несимметричны. Тем, кто остался без работы, нередко приходится идти на позицию уровнем ниже или соглашаться на временный контракт.

Поэтому первый шаг в этой ситуации — успокоиться. Не путать с «расслабиться и ничего не делать»! Правильный психологический настрой — половина успеха. В глазах, голосах, письмах тех, кто оказался сейчас «не у дел», читается страх и неосознанное ожидание неудачи. Настраиваться на то, что «все плохо, рынок тяжелый» — заранее проигрышная стратегия. Парадоксально, но очень сильные эмоции, в том числе огромное желание получить работу, снижают результативность процесса. Поэтому берите себя в руки, делайте глубокий вдох и давайте себе установку: «Я обязательно найду хорошую работу!»

Шаг второй — подумать. Очень полезно относиться к проблемам, с которыми приходится сталкиваться, как к задачам, которые просто нужно взять и решить. Поверьте, задача по поиску работы — далеко не самая сложная в вашей жизни. Какую работу вы можете выполнять? Обдумайте не только очевидные варианты, но и возможные смежные профессии. В каких компаниях ваш опыт будет наиболее востребован? Кто может вам помочь в процессе поиска? Каким образом вы будете искать работу, кроме работных сайтов? Какие ваши знания и опыт наиболее востребованы в текущей рыночной ситуации? На этом этапе не отбрасывайте никакие, даже самые невероятные идеи, — никогда заранее не знаешь, какой способ может сработать.

Можно ли пойти по пути наименьшего сопротивления: есть ли какие-то возможности на текущем месте работы, где вас хорошо знают и, будем надеяться, ценят? Мне приходилось сталкиваться ситуацией, когда сотруднику предлагали покинуть компанию по соглашению сторон, а он показал свою крайнюю лояльность и попросил дать немного времени на переговоры с руководителями других структурных подразделений. В результате он нашел достойное место в другом отделе и быстро освоил навыки, нужные для новой роли.

Шаг третий — подготовиться. С момента, когда вы последний раз искали работу, могло многое измениться. На этом этапе будет очень ценна помощь профессионала, например, рекрутера, который хорошо понимает тенденции рынка. Идеальный вариант, если вы сможете с кем-то проконсультироваться по качеству своего резюме и адекватности зарплатных ожиданий.

Вот краткий список пунктов, по которому можно проверить свою готовность к поиску работы.

1. Обновленное резюме. Очень важный пункт, уделите ему особое внимание! Важны любые мелочи: наличие русской и английской версий (если работа предполагает хотя бы базовое владение иностранным языком), обновления по последним профессиональным тренингам и курсам, тщательная проверка орфографии. Профессионалы оценят, если вы укажете не просто должностные обязанности, а свои реальные достижения — чего до вас в компании не было или что вам удалось значительно улучшить. Желательно написать про профессиональные достижения максимально конкретно, выразив результаты в цифрах, процентах или других качественных единицах.

2. Сопроводительное письмо: заранее подготовьте шаблон, в котором изложите свои самые сильные профессиональные качества. Но обязательно дорабатывайте его в зависимости от компании и вакансии, на которую будете откликаться. Чтобы за 15 секунд чтения было понятно, что вы — тот самый кандидат, на которого стоит обратить внимание. На одну чашу весов положите оригинальность и искренность, а на другую — краткость и емкость. Важно найти баланс!

3. Рекомендации. Получить письменные рекомендации лучше заранее, но на практике они редко бывают полезны. Гораздо чаще отзывы бывших руководителей и коллег будут собирать по телефону. Это дополнительный аргумент в пользу того, что нужно уходить из компании по-хорошему, качественно передав дела и сохранив теплые отношения с коллективом. Заблаговременно подумайте, а лучше договоритесь с теми, кто сможет выступить вашими рекомендателями в случае необходимости.

4. Имидж. Не пожалейте денег на новый деловой костюм, качественную обувь и минимально необходимые деловые аксессуары. Это придаст уверенности в себе и поможет не думать во время собеседования о том, как вы выглядите. Коко Шанель очень точно об этом сказала: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление».

5. Подготовка к собеседованию: продумайте и по возможности потренируйтесь отвечать на вопросы, иногда неожиданные или не очень приятные. Если вы ищете новую работу, еще не уволившись с текущего места, это поможет избежать многих лишних вопросов. Даже если рекрутер или представитель работодателя их не задаст, то про себя может подумать: «Почему он ушел с работы, не найдя нового места? Не было ли каких-то конфликтных ситуаций? Если попал под сокращение, почему выбор был сделан именно такой?». Важно, чтобы ваши ответы были правдивые, при этом корректные в отношении предыдущих работодателей. Также полезно заранее вспомнить и выписать свои сильные качества и примеры, которые их наглядно продемонстрируют. По возможности подготовьте портфолио (примеры ваших работ и успешно реализованных проектов). В ситуации стресса вам очень пригодится эта домашняя работа: она точно поднимет вам самооценку и добавит уверенности в себе.

Шаг четвертый — «забросить сети». Не ограничивайтесь одним способом поиска: в ситуации, когда работа очень сильно нужна, спрашивайте знакомых, посещайте профильные конференции или выставки, делитесь своим резюме в социальных сетях. Подумайте, чем вы можете положительно выделиться на фоне остальных кандидатов? Отличным резюме и сопроводительным письмом, хорошо продуманным и небанальным звонком, отличными рекомендациями и портфолио, прекрасными ответами на вопросы и уверенностью на собеседовании? Помните, что поиск работы — это тоже работа. Для достижения успеха понадобится активность, гибкость и настойчивость. Настройте себя на то, что любое профессиональное общение, телефонное или очное собеседование — это опыт, который приближает к работе мечты.

Теперь вы готовы к поиску. Искренне желаю вам удачи!

Читайте также: